ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Понятие «функциональная грамотность» появилось сравнительно недавно, в середине ХХ столетия. Этим термином обозначают способность человека эффективно и своевременно применять приобретённые знания, умения и навыки в реальной жизни.
Чем функциональная грамотность отличается от просто грамотности? Грамотность — это умение читать, писать и выполнять арифметические действия. Неграмотный человек не распознаёт буквы алфавита и не может прочитать текст. Функционально неграмотный человек справится с чтением без труда, но не сможет понять, например, содержание стандартной инструкции, разобраться в документации, понять смысл статьи. Многие эксперты считают, что функциональная неграмотность является одним из факторов риска современной цивилизации, поскольку может быть причиной больших потерь и убытков для общества (достаточно вспомнить о трагедии Чернобыля).
Функционально грамотный человек, напротив, способен свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста любого формата и назначения, при этом не только понимать текст, но и выделить основную мысль и изложить информацию устно или письменно. Такой человек может быстро ориентироваться в учебных и жизненных ситуациях, адаптироваться к внешней среде и успешно функционировать в ней. Функционально грамотные люди самостоятельны, инициативны, способны творчески мыслить и находить пути решения задач в разных ситуациях.
Главным компонентом функциональной грамотности является читательская грамотность, то есть умение читать, понимать, анализировать, тексты, усваивать прочитанное и применять полученную из текста информацию. Кроме читательской, в функциональную грамотность включают ещё ряд элементов.
Компьютерная грамотность — умение работать на компьютере, в информационных системах и сетях в режиме пользователя.
Экономическая и финансовая грамотность — умение ориентироваться на рынке ценных бумаг, использовать возможные пути сохранения и приумножения личных сбережений.
Информационная грамотность — умение находить информацию в разных источниках, перерабатывать её и систематизировать.
Правовая грамотность — знакомство с нормами избирательного, трудового, семейного, уголовного права, а также с видами ответственности за правонарушения.
Выделяют также коммуникативную, межкультурную, экологическую, психолого-педагогическую, языковую, математическую и естественнонаучную грамотность.
Формирование и развитие функциональной грамотности школьников – длительный процесс. Учителя нашей онлайн-школы для достижения этой цели применяют на своих уроках различные методы, соответствующие возрасту учащихся (дискуссии, проекты и др.), используют задачи, близкие к реальной жизни. Педагоги стремятся к тому, чтобы дети не только воспроизводили полученную информацию, но и понимали её, могли применить знания за пределами школы.