ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ
Смысловое чтение – это умение предельно точно и полно понять суть текста, подмечать все детали и анализировать полученную информацию. Международные исследования показывают, что 74% обучающихся не обладают умением перерабатывать информацию и находить в документе необходимые сведения. Проблема формирования смыслового чтения не нова, хотя сам термин появился только в прошлом веке. Так, в середине 19 века К.Ушинский писал о «сознательном чтении», которое определяет результаты и качество чтения.
В настоящее время существует большое количество различных методов и приёмов, направленных на развитие смыслового чтения. Отметим некоторые из них.
Дерево предсказаний. Учитель изображает схему в виде дерева, ствол которого – тема учебного занятия или название художественного произведения, ветви – предположения учащихся, о чём или о ком пойдет речь. Приемы работы, предваряющие чтение, позволяют заинтересовать школьников и подготовить к восприятию последующего материала.
Чтение с остановками. По ходу чтения педагог делает логические остановки, происходит обсуждение прочитанного, прогнозируется дальнейшее развитие сюжета.
Выдели ключевые слова.
Задай вопрос автору/главному герою. Школьники самостоятельно читают текст и записывают, о чём хотели бы спросить автора или героя произведения.
Выбери вопросы, соответствующие данному тексту (исключить из списка лишние).
Верно ли, что… (выбрать верные утверждения из предложенного перечня).
Составь таблицу по тексту.
Составь плана текста.
Творческие задания (написание отзывов, аннотаций, рекламы; рисование обложки к книге, иллюстраций к фрагментам текста) полезны для обобщения впечатлений и полученной информации, выработки собственного отношения ребёнка к литературному произведению.
Литературные викторины, кроссворды, составленные по тексту произведения, способствуют формированию интереса к книгам.
Преподаватели онлайн-школ на интернет уроках используют разнообразные приёмы формирования смыслового чтения, но и родители школьников могут применять их, занимаясь с детьми дома. Обладание навыками смыслового чтения делает обучение более продуктивным, развивает критическое мышление, устную и письменную речь учащихся.
А ученики 6 класса сейчас проходят творчество Б. Пастернака. Попробуйте и вы, используя приёмы смыслового чтения лучше понять данное стихотворение!